05
қараша
2025
Советы логопеда
Основные правила для родителей
- Собственный пример: Разговаривайте с ребенком на правильном языке. Не используйте «детский лепет» и не сюсюкайте («бибика», «ляля»), так как это тормозит усвоение правильных слов.
- Режим занятий: Проводите игры по 10–15 минут ежедневно. Занятия не должны быть скучным уроком — используйте игровую форму, когда ребенок сыт и спокоен.
- Озвучивание действий: Комментируйте всё, что делаете вы или ребенок во время прогулки, еды или игры. Это помогает наращивать пассивный и активный словарь.
Направления домашней работы
- Развитие мелкой моторики: Центры речи в мозгу тесно связаны с центрами движений пальцев. Используйте лепку, рисование, мозаику, игры с крупами или фасолью.
- Артикуляционная гимнастика: Укрепляйте мышцы языка и губ перед зеркалом.
- «Блинчик»: расслабленный язык лежит на нижней губе.
- «Лошадка»: громкое пощёлкивание языком.
- «Вкусное варенье»: облизывание верхней губы широким языком.
- Дыхательные упражнения: Формируют сильную воздушную струю для звуков. Просите ребенка дуть на одуванчик, ватку, задувать свечи или пускать мыльные пузыри.
- Чтение и обсуждение: Читайте стихи и сказки с повторами, просите ребенка досказать окончание фразы. Обсуждайте прочитанное: «Почему герой так поступил?».
Когда пора обратиться к логопеду?
Консультация необходима, если:
- В 2 года ребенок не говорит или использует менее 10–20 слов.
- В 3 года речь понятна только близким, нет простых предложений («мама, дай пить»).
- В 4 года сохраняется нечеткое произношение («каша во рту»).
- В 5 лет ребенок заменяет звуки (например, [Ш] на [С]) или не выговаривает [Л, Р].
Помните, что нарушения речи проще предупредить в дошкольном возрасте, чем исправлять позже при обучении чтению и письму.